30 СЕНТЯБРЯ 2022 | стратегия развития нижегородской области

Драйвер роста: что получит Нижегородская область, используя инфраструктурные бюджетные кредиты

Президент России Владимир Путин не раз называл развитие транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры одним из основных драйверов экономики. Не так давно у регионов появился мощный инструмент для достижения этой цели. Речь идёт, конечно, об инфраструктурных бюджетных кредитах (ИБК): в 2022-2025 годах субъекты страны получат 1 трлн рублей на срок не менее 15 лет по ставке не выше 3% годовых.

Отбор инфраструктурных проектов на предоставление ИБК осуществляется в рамках лимитов бюджетных кредитов и на конкурсной основе. Для принятия взвешенных и рациональных решений была создана Правительственная комиссия под председательством вице-премьера Марата Хуснуллина. Для каждого субъекта РФ в рамках упомянутого триллиона рублей установлены лимиты ИБК, которые распределены пропорционально численности населения с учётом общей долговой нагрузки региона и стоимости фиксированного набора товаров и услуг. Воспользоваться новым механизмом смогли 83 субъекта. При использовании льготного займа планируется реализовать 960 объектов дорожной, инженерной и социальной инфраструктуры. Более 100 млрд рублей регионы уже получили.
Основными требованиями к заявленным под лимиты инфраструктурным проектам являются объем привлеченных внебюджетных средств не менее объема ИБК и дополнительные налоговые и неналоговые доходы в консолидированный бюджет субъекта, превышающие объем кредита и объем уплачиваемых процентов.
Механизм инфраструктурных бюджетных кредитов позволяет оказывать реальную помощь регионам по реализации наиболее востребованных, но капиталоемких проектов. Мы распределили между 83 регионами ИБК на общую сумму 1 трлн рублей. Многие регионы уже приступили к реальным строительным работам по этим проектам. В Нижнем Новгороде идет строительство метро, в Уфе – транспортной развязки и Южного обхода с мостовым переходом, в Екатеринбурге строится образовательный кластер, на Домбае – новые горнолыжные трассы, в Алтайском крае – дорога Алтайское–Ая–Бирюзовая Катунь и мост в Белокурихе,
— сообщил Марат Хуснуллин.

По поручению президента

Заявки на получение ИБК могут быть одобрены и без конкурса. Но только в том случае, если речь идёт о реализации инфраструктурного проекта, предусмотренного поручением президента или председателя правительства России. Правительственная комиссия поддержала целый ряд таких проектов на общую сумму 314 млрд рублей: 96,06 млрд рублей на комплексное развитие агломерации, включая строительство метро, получит Нижегородская область; 89,3 млрд рублей на метро выделят и Красноярскому краю; Челябинская область может рассчитывать на 72,9 млрд рублей для развития своей подземки; Краснодарскому краю перечислят 65,9 млрд рублей на новые очистные сооружения.

О популярности ИБК среди регионов говорит тот факт, что общая сумма поступивших заявок достигла 2 трлн рублей, то есть вдвое превысила лимит этой госпрограммы. Хотя изначально средства на выделение инфраструктурных кредитов закладывались более скромные – всего 500 млрд рублей, но размер пришлось увеличить в два раза с учётом имеющихся у регионов потребностей в этих мерах поддержки.

Нижегородская область в числе первых

В 2021 году Нижегородская область вошла в число пилотных регионов страны для предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов. Наша заявка включает несколько направлений: реформа общественного транспорта, развитие жилищного строительства со снятием инфраструктурных ограничений и перезагрузка Започаинья с вовлечением в активную городскую жизнь более 300 га вблизи кремля.
В регионе реализуется сразу несколько проектов с привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов: строительство метро, развитие новых территорий Нижнего Новгорода, редевелопмент исторического центра. Нам первыми было одобрено выделение средств в рамках ИБК, первый миллиард в рамках программы также получила именно Нижегородская область. Наши проекты развития не раз поддерживал президент России. Будем и дальше укреплять лидерские позиции,
— уверен губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
Как уже было сказано выше, Нижегородская область получит в рамках конкурсной заявки по ИБК 96,06 млрд рублей. Большая часть этих средств будет направлена на развитие метрополитена. Ещё в прошлом году региону выделили 1 млрд рублей в рамках лимита по ИБК, это позволило обновить проектно-сметную документацию строительства метро. Существующий проект был скорректирован, благодаря чему сократились затраты и сроки возведения новых станций Автозаводской линии. В 2022 году региональная казна по этой госпрограмме пополнится на 15,5 млрд рублей. Прежде всего, эти деньги направляются на продление городской подземки до площади Сенной и проектирование станции «Сормовская». Кроме этого, проводится инженерная подготовка Почаинского оврага в рамках редевелопмента исторических территорий Нижнего Новгорода. Третье направление – проектирование и реконструкция водозабора «Малиновая гряда», строительство сетей водоснабжения и водоотведения в посёлках Ольгино и Новинки, где сейчас возводятся огромные жилые массивы.
Общий бюджет всех инфраструктурных проектов (метро, развитие южных территорий под жилищное строительство, редевелопмент и прочие) превышает 430 млрд рублей, то есть льготные госкредиты оставляют около четверти от требуемых вложений.

Метро на службе у нижегородцев

Ключевым проектом транспортной реформы в Нижнем Новгороде является развитие метрополитена. По прогнозам экспертов, продление Автозаводской линии до площади Сенной увеличит общий пассажиропоток подземки в 2,5 раза. А строительство станции «Сормовская» в 3-4 раза сократит время в пути между центром Сормова и Сенной в часы пик. Таким образом, Нижегородское метро должно стать наиболее востребованным и удобным видом общественного транспорта в столице Приволжья.
На развитие метрополитена городу потребуется 57,9 млрд рублей. 100% этих средств столица Приволжья получит в рамках ИБК. На продление Автозаводской линии 38,3 млрд рублей. Протяжённость тоннелей составит около 3,3 км. С исполнителем уже заключён контракт «под ключ», работы идут полным ходом.

На продление Сормовско-Мещерской ветки потребуется 19,6 млрд рублей. Длина тоннелей составит около 3 км. Предполагается, что новой станцией в центре Сормова будут ежегодно пользоваться 7,8 млн пассажиров. С исполнителем уже также заключён контракт «под ключ», ведется активная предпроектная проработка, определены наиболее перспективные варианты расположения новой станции, которые в скором времени будут вынесены на рассмотрение регионального штаба по вопросам реализации градостроительной политики на территории Нижегородской области.
Нижегородская область успешно справляется с намеченными целями. Считаю, что реализуемые и запланированные проекты с применением механизма инфраструктурного бюджетного кредита окажут мультипликативный экономический и социальный эффект, а также будут весьма значимыми для всех жителей и гостей области,
— прокомментировал итоги проверки заместитель генерального директора Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Наиль Сайфуллин.

Перезагрузка исторического центра