27 СЕНТЯБРЯ 2022 | стратегия развития нижегородской области

СМОТРИ – НИЖЕГОРОДСКОЕ!

Сумасшедшие экшены и степенные документальные ленты; добрые романтические мелодрамы и мрачные процедуралы про маньяков; утраченные навсегда, с любовью пересматриваемые из раза в раз, заслуженно и несправедливо забытые зрителем – какие только фильмы не снимались в Нижегородской области.

Сейчас в разной стадии производства находится еще с десяток картин, которые пополнили этот внушительный перечень. Что неудивительно: недавно региональные власти пообещали кинематографистам компенсировать до 80% расходов на съемки, которые будут проводиться на территории области. На эти цели в бюджете предусмотрено 20 миллионов рублей.

Выгода же для региона, возможно, на первый взгляд неочевидна. Однако подобные шаги способны поднять на качественно новый уровень имиджевый и – как следствие – экономический потенциал любой местности. Стоит вспомнить хотя бы историю с ничем до того не примечательной новозеландской фермой, которая в один момент превратилась в центр притяжения для многочисленных почитателей «Властелина колец», став на время съемок одноименной трилогии деревенькой Шир.
Уверен, что поддержка отрасли в виде субсидий из бюджета поможет Нижнему стать еще более привлекательным и для представителей киноиндустрии, и для туристов,
— губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
Однако и до принятия решения о компенсации части расходов киноделы охотно выбирали Нижегородскую область в качестве съемочной площадки. Давайте попробуем разобраться, чем она привлекает авторов кинокартин, какими фильмами про регион прославились наши земляки-режиссеры и что вообще можно «посмотреть про Нижний» дождливым осенним вечером?
Царственный город
Фото: Pastvu.com
Несмотря на расхожее заблуждение, что истоком синематографа было документальное кино «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», постановочные игровые картины появились если не раньше, то, как минимум, одновременно с беспристрастной фиксацией окружающего мира на пленку. Те же братья Люмьер показали зрителям комедию «Политый поливальщик» на полторы недели раньше своего железнодорожного шедевра.
Однако кинодокументалистика действительно на долгие годы заняла широкую нишу в молодом искусстве, и Нижегородская область как один из центров торговой, культурной и духовной жизни России неоднократно принимала отечественные и зарубежные съемочные группы.

Не говоря уже о любви к просмотру кинолент – ее сформировала еще Всероссийская промышленно-художественная выставка 1896 года, где демонстрировались популярные фильмы. Вернувшись с такой премьеры, наш знаменитый земляк Максим Горький крайне эмоционально описал увиденное.
Максим Горький, писатель:
«На вас идёт издали курьерский поезд — берегитесь! Он мчится, точно им выстрелили из громадной пушки, он мчится прямо на вас, грозя раздавить; начальник станции торопливо бежит рядом с ним. Безмолвный, бесшумный локомотив у самого края картины… Публика нервно двигает стульями — эта махина железа и стали в следующую секунду ринется во тьму комнаты и всё раздавит… Но, появившись из серой стены, локомотив исчезает за рампой экрана…».

Фото: culture.ru
Одни же из первых снятых в наших краях документальных кадров, сохранившихся до наших дней в Российском государственном архиве кинофотодокументов, посвящены не Нижнему Новгороду, как можно было бы ожидать. Это хроника прославления в лике святых батюшки Серафима в Сарове. Важность этого события 1903 года для страны была безусловной – в торжествах участвовали члены августейшей семьи во главе с императором Николаем II. Поэтому внимание людей с камерой к торжествам неудивительно.

Равно как и их интерес к другому визиту императора в Нижегородскую область десятью годами позже. В 1913 году отмечалось трехсотлетие восхождения на престол династии Романовых. Нижний Новгород, родина Козьмы Минина, не в последнюю очередь благодаря которому фамилия стала правящей, «подарил» самодержцу новое здание Государственного банка, которое и сегодня украшает главную пешеходную улицу регионального центра, и стал одним из центров празднования царственного юбилея. Фрагменты парада и крестного хода на площади Минина и Пожарского (тогда Благовещенской) и поездок императора по городу несложно найти в сети.

Третья из наиболее известных хроник датируется 8 мая 1916 года. Видео производства киноателье одного из пионеров русского кинематографа - Александра Ханжонкова - долгое время считался утраченным, однако архивисты сумели восстановить фрагмент празднования годовщины ополчения длительность около 3,5 минут.
Он представляет большой интерес для специалистов и нижегородцев. На фрагменте кинохроники представлены виды и архитектурные объекты Нижнего Новгорода в 1916 году ныне не существующий Спасо-Преображенский кафедральный собор, здание «Арсенала», вид на Стрелку и Александро-Невский собор, Зеленский съезд и Лыкову дамбу, но и люди, которые руководили Нижним Новгородом и Нижегородской губернией в начале ХХ века,
— рассказал руководитель комитета по делам архивов Нижегородской области Борис Пудалов.
Как Ермак покорил Мызу вместо Сибири
Фото: archive-nnov.ru
Что же касается художественных кинолент, то одна из первых снятых в «кармане России» также связана с именем Ханжонкова. Его эпическое полотно с рабочим названием «Ермак Тимофеевич – покоритель Сибири» 1909 (по другим свидетельствам 1910 или 1914) года должно было рассказать о жизни героя легендарной казацкой вольницы.
Работу в декорациях отмели сразу, поездку на натуру в Сибирь сочли долгой и решили, как писала об этом нижегородская газета «Волгарь», «…использовать богатейшую по своей красоте природу в окрестностях Н. Новгорода на р. Оке. Местом для съемок выбрана Мыза».

По свидетельствам корреспондента, местных жителей очень забавляло невиданное зрелище. Неискушенным в синематографе и правда было над чем посмеяться.
Газета «Волгарь». № 186 от 11 июля 1914 года.
«Ермак – русский богатырь, сердито старается выбить саблю у своего противника. Тот отбивается и уходит несколько в сторону от [кино]аппарата. Ермак ему сердито говорит: «Держи налево, а то в аппарат не попадем»!».

Фото: radilov.ru
Однако фильму, названному в окончательном варианте «Волга и Сибирь», не суждено порадовать современного ценителя искусства – картина считается утраченной. А яркая кинематографическая жизнь в области после нее затихает почти на полвека.
«Русский Голливуд» и шпионские страсти в глубинке
Фото: Pastvu.com
Начиная примерно с середины ХХ века энтузиазма снимать в регионе у киноделов значительно прибавилось. Хотя по имени город Горький называют далеко не во всех картинах, любой нижегородец без труда узнает родные места и в «Екатерине Ворониной» 1957 года, и в «Свете далекой звезды» 1964 года, и во «Впервые замужем» 1979 года, в двух экранизациях романа Горького «Мать» - 1955 и 1989 годов. Где же, в конце концов, еще было снимать фильм про события Сормовской первомайской демонстрации 1902 года?
Многим жителям Арзамаса до сих пор памятен фильм «Обрыв» по роману Ивана Гончарова. Съемочными площадками в 1983 году стала аутентичный Воскресенский кафедральный собор и улочки города. А некоторым горожанам даже достались эпизодические роли в картине.

«Храни меня, мой талисман» снимали в Большом Болдине, события «Вишневого омута» разворачивались в Городце, во всенародно любимом фильме Леонида Гайдая «12 стульев» роль незабвенных Васюков исполнили Работки, «История Аси Клячиной...» и «Деревенский детектив» - тоже снимались в Кстовском районе.

Кстати, маститые кинематографисты вообще очень любили Кстово и окрестности. Говорят, блистательная Нонна Мордюкова, будучи здесь на съемках, окрестила эти края «Русским Голливудом».

Иронично резонируют с этим прозвищем то, что голливудские фильмы, снятые, конечно же, намного позже, действительно несколько раз демонстрировали виды региона. Например, «Солт» с Анджелиной Джоли. Впрочем, разве что родные просторы и могут всерьез умилить взыскательного нижегородского зрителя – шпионский боевик получился весьма посредственным.

Другое дело - отечественный триллер о профессиональном разведчике Михаиле Тульеве. Четвертая часть знаменитой тетралогии, «Конец операции «Резидент» радует игрой таких актеров, как Георгий Жженов, Леонид Броневой, Ирина Розанова, а также редкими, но все же отчетливо узнаваемыми локациями столицы Приволжья.

Список можно продолжать бесконечно – с 50-х годов ХХ века до начала нового столетия на нижегородской-горьковской земле снято более полусотни игровых кинофильмов и без счета – документальных.
«Свои» среди «чужих»
Фото: vestinn.ru
Говоря о документалистике этого периода, невозможно не вспомнить про горьковских режиссеров, сохранивших для нас историю области в многочисленных фильмах.

В первую очередь это, безусловно, заслуженный деятель искусств России, действительный член Российской Академии Кинематографических Искусств «Ника» Юрий Беспалов.
Фильмы Юрия Борисовича: «Посмотри на город», снятый для Всемирной выставки в Монреале, «750-я весна», «Там, где Волга встречается с Окой» - это добрая, светлая летопись жизни простых людей, галерея хорошо знакомых или давно исчезнувших уголков.

Его коллега по Горьковскому телевидению, который и сам в дальнейшем получил признание как режиссер с хорошо узнаваемым стилем – Александр Сокуров – по сей день называет Юрия Беспалова своим единственным в жизни учителем.

Кстати, Сокуров также снял несколько выдающихся фильмов о городе и области, например, «Позывные Р1НН» про Федора Лбова, стоявшего у истоков областного радиовещания.
Это же наш «Метод»!
Фото: film.ru
«Новая» история кинематографа на нижегородской земле не менее богата. Хотя и причины выбора региона в качестве съемочной площадки у них, очевидно, были разными. Алексею Балабанову нужно было погрузить туповато-крутых персонажей в естественную среду «лихих 90-х» - и в городе нашлись подходящие уголки. Сегодня повторить такое перемещение в прошлое было бы сложно – Нижний за последние годы серьезно отстроилс