17 ноября 2020 | стратегия развития нижегородской области

Интервью с Макаром Гончаровым: как современные технологии помогают учителям

Цифровизация российской системы образования набирает обороты. Если весной использование новых технологий в обучении пугало практически всех, то теперь это кажется обычным делом. Однако чем больше мы привыкаем к использованию гаджетов, тем больше вопросов возникает: как происходит цифровизация образования в Нижегородской области, заменит ли искусственный интеллект учителей, а главное, как сохранить в этой ситуации человечность?
На эти и другие вопросы ответил GR-директор Skyeng Макар Гончаров.
— Как вы считаете, российская система образования справляется с пандемией?
Всем тяжело, в том числе и нам, образовательным платформам. Особенно нелегко было во время первой волны. Никто не был к этому готов. Все ринулись помогать, но когда на родителей, учителей и школу навалилось огромное количество ресурсов и контента, эта помощь вызвала противоположный эффект.

Да что скрывать, некоторые коммерческие платформы не выдержали такого наплыва пользователей. Поэтому в появившийся летний перерыв все проделали очень большую работу над ошибками и в короткое время смогли справиться и с нагрузкой, и с образовательным контентом. Сложно отметить чью-то неудачу, потому что мы столкнулись с общими проблемами.
— Как при этом чувствовала себя Skyeng?
Мы работали в штатном режиме, но так же, как и многие решили помочь российскому образованию. Были выявлены недочеты системы, после чего создан продукт, который был действительно необходим.
Речь идёт о проекте Skysmart - полноценной бесплатной онлайн-школе по всем предметам.
Это была огромная работа, которую мы проделали за очень короткий промежуток времени. Тогда никто даже не думал, что Skysmart будет продолжаться после пандемии, а уж тем более превратится в нечто масштабное, что сможет работать в системе формального образования.
— Skysmart - это еще и процесс цифровизации общепринятых дидактических материалов для школьников. Как он строится?
Да, проект включает в себя цифровизацию того, что мы имеем, то есть тех пособий и рабочих тетрадей, по которым ведется преподавание в школах. Это делается для того, чтобы ученики смогли в любое время и в любом месте воспользоваться официальными материалами, из которых состоит школьная программа.
Работа еще ведется. Пока мы не вышли на весь объем оцифрованных материалов, а прошли только четверть пути. Впереди еще огромное количество задач.
Что касается информационного наполнения, то мы с коллегами из издательства «Просвещение» очень плотно работаем над качеством платформы. Во время цифровизации контент переносится на платформу вручную. Это слаженный процесс взаимодействия большой команды: у нас есть коллеги, которые отсматривают ошибки, указывают правильные варианты ответов, адаптируют задания под платформу, верстают и так далее.
— Цифровизация — это все же примитивизация заданий. То есть большинство из них переводятся в тестовый формат. Но ведь в бумажных пособиях есть задания, например, по истории, обществознанию или русскому языку, когда от ученика требуется не просто дать ответ на тестовый вопрос, а проявить творческие способности. Как эта проблема решается в Skysmart?
Да, такая проблема существует. В упражнениях, где требуется дать развернутый ответ, мы ставим механику «эссе». То есть ученик должен решить задание на бумажном носителе, например в тетради, сфотографировать его и загрузить на платформу. Но все равно, даже в нашей основной школе дополнительного образования английского языка мы пока не автоматизировали этот процесс. Так называемые «эссе» преподаватели просматривают или прослушивают сами.
То же самое и со школьным контентом. Есть такие задания по гуманитарным предметам, которые учителя проверяют также, как и в школе, после чего выставляют оценки. Но если так посмотреть, то еще никому не удалось системно решить эту проблему и внедрить соответствующие технологии. Просто на это еще нужно какое-то время.
— Проект Skysmart еще будет масштабироваться. Планируется его внедрение в школы Нижегородской области?
Да, мы с коллегами из издательства «Просвещение» уже начали дистрибуцию. Есть ряд регионов куда эта система будет поставляться. А в планах - охватить все регионы до конца 2021 года.
Нижегородская область — ключевой регион, где инновации хорошо приживаются.
Когда мы получили данные по нашим предметам, которые были оцифрованы в первую очередь, математике и русскому, то стали анализировать статистику. Ученики Нижегородской области вошли в пятерку по количеству баллов и выполненных заданий. На первом месте была Москва, потому что там очень много школьников. Но Нижегородская область показала удивительную активность среди других регионов. Поэтому он нам очень интересен. Тем более наши коллеги издательства «Просвещение» строят здесь школу. Речь идет о «Школе 800», которая будет создана к юбилею Нижнего Новгорода.
— Как вы относитесь к полной замене учителя искусственным интеллектом?
Скажу откровенно. Во-первых, мы, как компания в области цифровых технологий в образовании, категорически против этого. А во-вторых, мы понимаем, что в обозримом будущем, ближайшие 50 лет, просто не появятся такие технологии. И более того, выставление оценок мы все равно возлагаем на плечи учителя.
Наша большая миссия — объяснить учителям, что цифровые технологии не должны их заменить ни в коем случае.
Педагоги навсегда останутся проводником знаний, потому что машина не сможет почувствовать эмпатию к человеку. Технологии должны служить учителю, чтобы он надевал новые цифровые инструменты, как доспехи, и тем самым улучшал учебный процесс. А главное, общался на одном языке со школьниками.
— Три вещи, которые вы бы хотели внедрить в российскую систему образования?
Первое — это автоматизация процессов, которые должны высвободить время у педагогов, и благодаря этому дать им то, что у них отняли - творческую профессию и способность подавать материал так, как они хотят.
Второе — я бы хотел, чтобы в образовании у учителей появился доступ ко всем верифицированным платформам, которые им нравятся. Будь то Skysmart, или какая-то другая платформа. Учителя должны иметь право выбора и возможность применять эти материалы на своих уроках.
И третье — я бы очень хотел, чтобы педагоги активнее пользовались цифровыми сервисами для того, чтобы общаться с учениками на одном языке.
Читайте по теме: